home >>

Любовь Семеновна Цветкова.
(1929 - 2016)
Родилась 21 марта 1929 г. в г. Москве. Окончила отделение психологии философского факультета МГУ с отличием (1953).

     Доктор психологических наук (1970).  Профессор кафедры нейро- и патопсихологии факультета психологии (1975).

Награждена медалями "За трудовое отличие" (1986), "Ветеран труда" (1986). Удостоена бронзовой медали ВДНХ (1972). Лауреат премии имени М.В.Ломоносова(1973 и 1998г).

Область научных интересов: изучение психологических и нейропсихологических закономерностей нарушения высших психических функций и связи психических процессов с мозгом; разработка научных основ и методов восстановительного обучения, а также нейропсихологические и психологические основы управления процессом обучения больных.

Читала основной курс лекций "Нейропсихология", спецкурс "Восстановле- ние высших психических функций при локальных поражениях мозга", вела спецпрактикум. Проводила занятия на дефектологическом факультете МГПУ и в университетах Польши, Болгарии, ГДР, Дании, Чехословакии, Бельгии и Мексики, США и Англии.

Опубликовала более  200 научных  работ, в т.ч. монографии,  учебники и учебные пособия. Основные труды: "Нейропсихологический анализ решения задач. Нарушение процесса решения задач при локальных поражениях мозга" (соавт. А.Р.Лурия, 1966), "Восстановительное обучение при локальных поражениях мозга" (1972), "Нарушение и восстановление счета (При локальных поражениях мозга)" (1972), "Нейропсихологическая реабилитация больных: Речь и интеллектуальная деятельность" (1985), "Нейропсихология и восстановление высших психических функций" (1990).

Л.С.Цветкова - лауреат премии имени М.В.Ломоносова II степени за цикл работ по проблемам нейропсихологии и реабилитации больных с локальным поражением мозга.

Первые научные исследования Л.С.Цветковой в области нейропсихологии, афазиологии и восстановления высших психических функций у больных с поражениями мозга относятся к концу 1950-х- началу 1960-х гг. Результаты этих работ были опубликованы в монографиях "Восстановительное обучение больных при локальных поражениях мозга" (1972) и "Акалькулия" (1973), отражены в ряде статей в нашей стране и за рубежом и в докладах на XVIII Международном конгрессе по психологии (Москва, 1966) и Международном конгрессе по психологии (Тбилиси, 1971).

Дальнейшие исследования Л.С.Цветковой привели к разработке ряда новых теоретических принципов восстановительного обучения больных с нарушениями высших психических функций, на основе которых ею был разработан ряд принципиально новых методов их восстановления путем перестройки функциональных систем мозга. Эти методы, широко внедренные в клиническую практику, позволили добиваться реабилитации больных с нарушениями речи (афазией), письма, чтения и др. психических функций и возвращения этих больных к нормальной социальной жизни. В этом заключается коренное отличие этих методов от методов зарубежной нейропсихологии, которые направлены не на восстановление функций, а на приспособление больных к дефекту и на их инвалидизацию. Л.С.Цветковой были разработаны и описаны новые факторы (механизмы) нарушения речи при акустикомнестической и амнестической афазиях. Впервые было показано, что при всех формах афазии нарушаются образы-представления и образы-восприятия, было сформулировано новое определение афазии и описано ее психологическое содержание.

В 1995 г. Л.С.Цветковой была опубликована монография "Мозг и интеллект", посвященная проблемам нарушения и восстановления интеллектуальной деятельности. Автором был проведен большой цикл экспериментальных работ, в которых впервые было показано, что при локальных поражениях мозга нарушаются все виды мышления, в т.ч. и образное, что образы-представления нарушаются как устойчивая система отношений, нарушается их семантика, их связь с речью. Также впервые был показан дифференцированный вклад различных зон мозга в структуру интеллектуальной деятельности, сформулирован ряд закономерностей, общих для нарушения разных высших психических функций, по-новому рассмотрена структура операции, впервые теоретически и экспериментально решен важнейший вопрос о нарушении языка или речи при афазии. Решен важный вопрос о невербальных формах мышления и их связи со смыслом и значением.

Результаты дальнейшего изучения механизмов, структуры, синдромов и локализации поражений мозга при нарушениях письма, чтения и счета, имеющих место в большом проценте случаев заболеваний головного мозга, получили отражение в монографии "Нейропсихология счета, письма и чтения: нарушение и восстановление" (1998) и в докладе на Ломоносовских чтениях 1998 г. "Афазия и образ-представление". Обнаружены новые механизмы нарушения этих форм психической деятельности, разработаны и внедрены в клиническую практику научно- обоснованные методы их восстановления. Дан теоретический анализ структуры письма и чтения, их взаимосвязи с устной речью, а также и взаимосвязи с процессами восприятия разной модальности. Впервые показано, что эти формы письменной речи могут быть не только речевыми, но и неречевыми, что ставит вопрос о специфике методического подхода к восстановлению письма и чтения. Что касается главы о нарушении и восстановлении счета, то она является в определенной мере уникальной, поскольку в мировой литературе работ по акалькулии практически очень мало, а нарушения счета и счетных операций обнаруживаются не только как самостоятельные нарушения, но и в качестве симптомов при разных формах афазии. На основе полученного экспериментального материала показано, что наиболее оптимальными методами обучения письму, чтению и счету, приводящими к стойкому восстановительному эффекту, могут быть лишь такие методы, которые позволяют воссоздать в развернутом виде внутреннюю структуру нарушенного звена в распавшейся функции путем вынесения наружу отдельных, строго соответствующих структуре дефекта операций, последовательное выполнение которых и ведет к восстановлению пострадавшей деятельности (программированное обучение).

Следующий цикл исследований Л.С.Цветковой посвящен изучению важного раздела нейропсихологии - детской нейропсихологии, ее роли и места в общеобразовательной школе в работе с детьми с проблемами развития психики функционального генеза, а в специальной школе - в целях диагностики и коррекционно-развивающего обучения детей с аномальным развитием органического генеза. Исследования Л.С.Цветковой убедительно показали, что в программах и методах обучения в школе необходимо учитывать связь развития психических процессов у ребенка с развитием мозга, его хроногенными и динамическими закономерностями.

До конца своих дней Л.С.Цветкова со своими учениками продолжала теоретико-экспериментальные исследования, которые сделали значительный вклад в важнейшие современные теоретические проблемы биологического и социального в психике человека, путей и механизмов перехода от экстрацеребрального к интрацеребральному (нейропсихология и восстановительное обучение являются наиболее валидными методами для решения этих проблем). Также ими велась разработка проблем детской нейропсихологии, ее концептуального аппарата, методов исследования неуспеваемости детей в школе, создание новой формы подготовительного обучения дошкольников - формирующего обучения.














(По материалам официального сайта Московского Государственного Университета)