Словарь home >>



Словарик нейропсихологических и психологических терминов.


дальше >>>

  • Агнозия - (от греч. а - отрицательная частица, gnosis - значение, познание, восприятие) - нарушение разных видов восприятия, возникающие при поражениях мозга различной этиологии (опухоли, черепно-мозговые травмы, нарушения мозгового кровообращения). Форма А. зависит от локализации поражения мозга.


  • Аграмматизм - (от греч. а - отрицат. частица и grammata - чтение, письмо) - нейропсихологическое нарушение. Характеризуется потерей способности к анализу и правильному использованию грамматического строя речи. При экспрессивном аграмматизме возникают ошибки в грамматическом построении активной речи. При импрессивном аграмматизме возникают затруднения в понимании значения грамматических конструкций, выражающих прежде всего отношения (связки между словами, предлоги, союзы, порядок слов). Чаще всего наблюдается при очаговых органических поражениях коры височной и лобной долей доминантного полушария и входит в структура различных форм афазии ие;


  • Аграфия - (от греч. а - отрицательная частица, grapho - пишу) - нарушения письма. Форма А. зависит от локализации поражения мозга.


  • Акалькулия - (от греч. а - отрицательная частица и лат. calculatio - счет, вычисление) - нарушение счета и счетных операций. Форма А. зависит от локализации поражения мозга.


  • Алексия - (от греч. а - отрицательная частица, lego - читаю) - нарушения чтения. Форма А. зависит от локализации поражения мозга.


  • Амимия - (гипомимия) - нарушение движений лицевой мускулатуры (мимики), приводящее к полному отсутствию или ослаблению (гипо-) выразительности лица.


  • Анализатор - (от греч. analysis - разложение, расчленение) - термин, введенный И.П. Павловым для обозначения нервных аппаратов мозга, обеспечивающих восприятие, анализ и синтез раздражителей разных модальностей. Выделяют зрительный, слуховой, обонятельный, кожный, двигательный и др. А.


  • Антиципация - (от лат. anticipo - предвосхищаю) - предвосхищение представления предмета, действий с ним, результата действий и т.д. еще до того, как произошло восприятие предмета (явления, объекта).


  • Апраксия -(от греч. а - отрицание, praxis - действие) - нарушение произвольных целенаправленных действий. Форма А. зависит от локализации поражения мозга.


  • Артикуляция - ( лат. articulatio < articulare расчленять; членораздельно, ясно произносить) - лингв. Работа органов речи (губ, языка, мягкого неба, голосовых связок), необходима для произнесения звука речи.


  • Астереогноз - (тактильная агнозия) - нарушения узнавания предметов на ощупь как следствие нарушения синтетических симультанных процессов в тактильном восприятии, наступающего из-за нарушения сложных форм глубокой чувствительности при сохранности зрительного узнавания предметов.


  • Афазия - (от греч. а - отрицательная частица и phasis - речь, высказывание) - нарушение речи, возникающее при локальных поражениях мозга различной этиологии (черепно-мозговая травма, опухоли, нарушения мозгового кровообращения). Существует несколько форм А. (по классификации А.Р. Лурии), разные механизмы и структура которых зависят от локализации поражения мозга.


  • Внимание - Направленность психической деятельности в данный момент времени на какой-нибудь объект. Различают В. активное, т.е. способность сознательно, целенаправленно сосредоточиться на определенном объекте, и пассивное, являющееся автоматической, рефлекторной реакцией на раздражитель. При патопсихологическом и психопатологическом обследовании исследовании придают значение таким характеристикам внимания, как его избирательность, объем, устойчивость, возможность распределения и переключаемость.

  • Внимания флуктуации - Невозможность длительной концентрации внимания на каком-либо одном объекте, переход внимания с одного предмета на другой, его неустойчивость.

  • Вокализмы - Вокализации предречевые. В норме В. п. появляются в конце первого месяца жизни. Среди В. п. различают гукание, гуление и лепет, появляющиеся последовательно по мере взросления ре-бенка. В первом полугодии жизни В. п. (гукание и гуление) входят одним из компо-нентов в состав комплекса оживления являясь как эмоциональной реакцией, так и инициативным действием, выполняя функцию средства общения ре-бенка со взрослыми. В. п. легче всего вы-зываются в ответ на обращения взрослых, но часто проявляются и спонтанно. Во втором полугодии жизни В. п. (лепет) обычно сопровождают любую деятель-ность ребенка и используются им как для выражения своих желаний и состояний, так и для называния некоторых предметов.

  • Отсутствие В. п. или слабая их представленность в поведенческом репертуаре ребенка может свидетельствовать о нали-чии патологии органов слуха и речи, за-держке психического развития или слу-жить признаком "госпитализма" как след-ствия дефицита общения со взрослыми. Однако и наличие В. п. не гарантирует от-сутствия какой-либо патологии.

  • Восприятие - Психический процесс, одна из стадий познавательной деятельности, приводящая к созданию образа объекта на основе анализа и синтеза отдельных его качеств, выделения при этом существенных признаков предмета или явления и отвлечения от несущественных и неактуальных.

  • Модальности восприятия: зрительное предметное восприятие, восприятие пространства и пространственных отношений предметов, дифференцированный процесс звукоразличения, тактильное восприятие предметов (ощупывание) и т.д. Развитие этих видов восприятия создает основу для обобщенного и дифференцированного восприятия, и для формирования образов реального предметного мира, создает ту первичную базу на которой начинает формироваться речь. А позже речь начинает оказывать существенное влияние на развитие процессов восприятия уточняя и обобщая их.

дальше >>>
По вопросам оформления обращаться к webmaster.