Книги home >>



Нейропсихология и проблеммы обучения в общеобразовательной школе.


Нейропсихология и проблеммы обучения в общеобразовательной школе.: А.Р. Лурия,
Л. С. Цветкова - М.: Издательство "Иститут практической психологии", Воронеж: НПО "МОДЭК", 2001.-272 с. (Серия "Библиотека психолога").

Какую роль может играть нейропсихология в обучении детей с нормальным, а также и с аномальным развитием? Решение каких задач она может взять на себя? В чем она может оказать помощь учителю и ученику? Вряд ли в настоящее время нужно убеждать кого-либо из психологов и педагогов, что психика есть функция моз-га. И тем не менее приходится встречаться в наши дни с таким явлением, когда некоторые учителя нередко игнори-руют этот факт или недостаточно знают эту проблему вза-имосвязи высших психических процессов, таких, как речь и память, мышление и восприятие и т.д., с работой мозга, и что такие виды деятельности, как письмо и чтение, счет и понимание текста, умение найти на географической карте нужные объекты, нарисовать карту или отдельные ее час-ти, представить себе этот "географический" мир в виде об-разов и т.д., также связаны с работой мозга в целом и от-дельных его частей. До сих пор встречается игнорирование, а нередко и непонимание того положения, что психика че-ловека есть не только продукт общественно-историческо-го развития, но и работы мозга и что формирование, раз-витие и распад психики теснейшим образом связаны с моз-гом. И поэтому нельзя не учитывать его роли и места в обу-чении детей не только в школе, но и в самом широком его значении, если учесть, что обучение есть естественное состояние человека. Иной читатель может задаться вопросом, а какое не-посредственное отношение к учебе и к ее трудностям, труд-ностям понимания и усвоения материала и т. д. может иметь мозг, разве только для реализации памяти, мышления, спо-собностей? Это действительно так, но не совсем полно и точно. Мозг имеет отношение к формированию, развитию и распаду самых различных видов деятельности, среди ко-торых можно назвать деятельность письма, чтения, пони-мания устных и письменных сообщений, понимания чисел и умения совершать счетные операции и т.д. Головной мозг является важнейшим органом, который И.П. Павлов справедливо называл высшим аппаратом ин-теграции всех органических процессов и организации ак-тивного взаимодействия человека с окружающей средой. Обучение возможно лишь благодаря и на основе участия в этом процессе мозга, в котором определенным образом ло-кализуются все психические процессы. Благодаря развитию ряда наук, в том числе и нейро-психологии, научное знание располагает сейчас богатейшим материалом, который позволяет выделить принципы рабо-ты мозга, его единицу - это принцип функциональной системы, а также обозначить и ту роль, которую играют отдельные системы мозга в организации психических про-шссов, разных видов деятельности человека. Функциональная система стала рассматриваться как психофизиологическая основа психических функций. Ее характеризует полимодальность, и состоит она из разных участков мозга, территориально независимых друг от дру-га, но объединенных на основе выполнения общей задачи. Каждая психическая функция может нарушаться по-разно-му, и зависит это от места локализации поражения мозга. В этом случае один и тот же психический процесс будет нарушен, но причина нарушения будет разной. Методы преодоления дефекта также будут разными, они находятся в прямой зависимости от места поражения мозга, то есть от того фактора, который локализован здесь. А. Н. Леонтьев считает, что нейропсихология имеет прямое отношение к деятельности, что в ее структуру она проникает со стороны мозга и что общепсихологическое значение нейропсихологии состоит в том, что она позволя-ет увидеть деятельность в распаде, который зависит от вык-лючения отдельных участков мозга (А.Н. Леонтьев, 1975).





По вопросам оформления обращаться к webmaster.