home >>



Тематический план мастер-класса
"Теория и практика нейропсихологической диагностики детей".


Обучающая программа мастер-класса состоит из 5-ти тематических блоков:

  1. Блок.
    Теоретические и методологические основы нейропсихологии детского возраста. Анализ современных концепций развития мозга, функциональных систем, психической сферы ребенка. Проблемы социально-биологической интеграции высших психических функций (ВПФ) в развитии психики ребенка. Гетерохронность развития мозга, ВПФ и разных видов психической деятельности.


  2. Блок.
    Задачи и научные основы методов нейропсихологического обследования. Принципы синдромного анализа ВПФ, выявления фактора и учета возрастного этапа развития психики ребенка. Требования к методам и процедуре проведения нейропсихологического обследования детей. Требования к знаниям и умениям специалиста.


  3. Блок.
    Методы нейропсихологической диагностики детей: методы исследования личности и эмоциональной сферы, общего поведения и ориентировочно-исследовательской деятельности, двигательной сферы, познавательных процессов (восприятия, памяти, внимания, мышления), речи, письма, чтения, интеллектуальной сферы. Экспресс-методика нейропсихологического обследования детей. Схема написания протокола и составления заключения по данным нейропсихологического обследования. Экспериментальные литературные данные о несформированности (или нарушениях) ВПФ у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста.


  4. Блок.
    Демонстрация диагностических нейропсихологических обследований детей и клинический разбор случаев.


  5. Блок.
    Обучение слушателей мастер-класса нейропсихологическим методам и процедуре обследования детей с проблемами развития психики (обучение по группам). Написание нейропсихологического обследования и заключения. Анализ и обсуждение вариантов несформированности (или нарушения) ВПФ у детей, обнаруженных в процессе нейропсихологического диагностического обследования.



ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН.


1. КОНЦЕПТУАЛЬНЫЙ АППАРАТ НЕЙРОПСИХОЛОГИИ

А). Методологические концепции.
  1. Учение о высших психических функциях (ВПФ) в современной психологии.
    • Современное представление о ВПФ и их развития у детей.
    • ВПФ как продукт присвоения ребенком знаний и достижений общества существующих на данный момент времени.
    • Первичная социальность ВПФ.
    • Переход ВПФ из вне во внутрь.
    • "Вращивание" ВПФ в процессе деятельности.
    • Опосредованность ВПФ.
    • Отличие ВПФ от элементарных.
    • Опосредование "знаком".
    • Речь как ВПФ опосредующая все психические процессы.
    • Концепция организующей роли речи.


  2. Учение о функциональной системе как психофизиологической основе ВПФ.
    • Системное строение ВПФ.
    • Уровни, на которых выступают ВПФ.
    • Закон перехода функций снизу вверх.
    • ВПФ как рефлекторное образование, включающее в свой состав как сенсорные, так и моторные компоненты.


  3. Учение о динамической и системной локализации ВПФ.
    • Психическая функция как продукт совместной деятельности многих центров.
    • Нестабильность ВПФ.
    • Факторы нестабильности ВПФ.
    • Причины нестабильности ВПФ.
    • Принцип гетерохронности.
    • Упражняемость психических функций.
    • Фактор поражения мозга.


В). Теоретические концепции.
  1. Новое учение о факторе (А.Р. Лурия).
    • Учение о факторе.
    • Качественный анализ дефекта.
    • Модально-специфические и неспецифические факторы.
    • Факторы на различных уровнях.


  2. Новое учение о симптоме (А.Р. Лурия).
    • Учение о симптоме.
    • Отличие определения понятия симптома от принятого ранее.
    • Локализация симптома и фактора.


  3. Новое учение о синдроме (А.Р. Лурия).
    • Нейропсихологический синдром.
    • Отличие определения понятия нейропсихологический синдром от понятия синдрома принятого ранее.


  4. Факторы и синдромы (у детей).
    • Факторы ведущие к нарушению модально-специфических функций.
    • Факторы неспецифические - ведущие к неспецифическим расстройствам мозговой деятельности.
    • Фактор нарушения общекорковой нейродинамики.
    • Фактор нарушения высшей формы регуляции, организации и контроля произвольной деятельности.
    • Фактор несформированности произвольного уровня деятельности.
    • Фактор дезинтеграции функциональных систем.
    • Фактор запаздывающей консолидации отдельных частей функциональных систем.
    • Синдромы по частоте встречаемости у детей.
    • Синдром несформированности слухоречевой памяти (аккустико-вербально-мнестический синдром).
    • Синдром несформированности произвольных форм деятельности.
    • Синдром несформированности пространственных форм поведения, восприятия и предметной деятельности.
    • Синдром несформированности речевых функций и речи.
    • Синдром несформированности эмоциональной сферы и общей активности.
    • Синдром несформированности двигательной сферы.


С). Нейропсихологические закономерности распада ВПФ.

  • Отличие распада ВПФ у детей и у взрослых.
  • ММД.
  • Дисфункции.
  • Изменение динамики нервных процессов


2. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ КОРКОВЫХ СИСТЕМ МОЗГА.

  1. Принцип иерархической организации мозговых зон (полей).
  2. Принцип сегментарной организации (сегментарной проекции в коре головного мозга).
  3. Принцип совместной работы и взаимной адаптации задних (гностических) и передних (динамических) систем мозга.


3. ТРИ БЛОКА ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ МОЗГА.

  1. блок - энергетический.
  2. блок - приема и переработки информации.
    • Законы построения и функционирования 2-го блока:
    • Закон иерархического строения и взаимодействия первичных, вторичных и третичных полей коры мозга;
    • Закон убывающей специфичности иерархически построенных полей коры мозга;
    • Закон прогрессирующей латерализации функций, т.е. связей функций с определенным полушарием мозга.
  3. блок - программирования, регуляции и контроля за деятельностью.


4. ПРОБЛЕМЫ ЛОКАЛИЗАЦИИ ВЫСШИХ ПСИХИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ В КОРЕ ГОЛОВНОГО МОЗГА У ДЕТЕЙ.

  1. Формирование доминатности полушарий в онтогенезе.
  2. Наиболее распространенные типы доминантности полушарий коры головного мозга по речи.
  3. Отсутствие доминантности (амбидекстрия).


5. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ВЫСШИХ ПСИХИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО И МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

  1. Предпосылки развития высших форм поведения.
  2. Внешняя и внутренняя стадии развития ВПФ.
  3. Возрастные этапы развития ( ведущая психическая функция, ведущая деятельность).


6. ПСИХОЛОГИЯ РЕЧИ





















По вопросам оформления обращаться к webmaster.