Статьи home >>



Все равно расставит жизнь свои отметки...


Михайлова Алла.

    В одном из московских двориков теплым весенним днем малыши деловито копались в песочнице, старшие осваивали качели, карусели и горки, лесенки и прочие приспособления, расположенные на детской площадке. Мамы и бабушки, сидящие на скамеечках, коротали время за неспешной беседой или чтением прессы, иногда подзывая ребенка к себе, чтобы вытереть нос или поправить одежду. Только одна мамочка не могла ни на секунду выпустить из поля зрения своего мальчугана. И это было вполне понятно. Мальчишка вел себя совсем не так, как другие. Он ни на минуту не задерживался ни на одном занятии - с лесенки он стремглав бежал к качелям, рискуя попасть под них, нетерпеливо дожидался, когда подойдет его очередь. На качели он забирался тоже ровно на три секунды и после этого летел на горку. На горку он залезал обязательно не так, как все остальные, а как-то по другому, рискуя сломать себе шею. Затем он находил возле песочницы "какую-нибудь дрянь" и задумчиво тянул ее в рот. Маме его приходилось не спускать с него глаз, покрикивая и шлепая его за очередные проделки. Мальчик ненадолго затихал, а потом все повторялось сначала... На первый взгляд его поведение можно объяснить плохим воспитанием. Но посмотрите внимательнее: все свои поступки он совершает ненамеренно, как бы помимо своей воли и как он переживает, когда расстраивается его мама. А сделать с собой ничего не может. Родители подобных детей на приеме у специалистов обычно жалуются на то, что их ребенок непослушен, " порой вытворяет такое, что перед людьми стыдно", агрессивен, может бить и крушить как людей, так и окружающие его предметы, как случайно, так и намеренно, не удерживает долго внимания на какой- либо конкретной игре, быстро переключаясь с одного на другое. Один пятилетний мальчик, когда мы его попросили объяснить свое поведение, сказал: "Во мне как будто два разных человека, один очень хороший, а другой совсем плохой". И очень хочет быть хорошим, но не надолго хватает сил. Так все же - что с ними? Давайте попробуем понять их поведение с точки зрения детской нейропсихологии - науки, которая помогает объяснить зависимость психической деятельности ребенка от его мозговой организации. Процесс формирования мозговых функций начинается в уже период внутриутробного развития ребенка. В этот период начинает свое формирование ствол мозга, обеспечивающий общий энергетический фон, на котором основываются все психические функции. Это - фундамент для развития остальных, более высших структур ( памяти, внимания, восприятия, мышления). Недостаточность развития подкорковых образований от ствола мозга ведет за собой искажение в развитии вышеперечисленных структур. Отягощенные факторы беременности, такие, как: повышенный фон радиации в местности, где проходила беременность, длительное лечение бесплодия гормональными препаратами, ранний и поздний токсикозы, а особенно эклампсия пагубно влияют на дальнейшее развитие подкорковых структур мозга от ствола. Мозг человека асимметричен, он состоит из двух полушарий. Правое полушарие (у правшей) отвечает за оценку пространственных отношений, воображение, целостное восприятие, цветовые ритмы, конкретное восприятие, одновременное восприятие нескольких стимулов. Левое полушарие специализируется на оценке временных отношений, словесных выражениях, числах, аналитическом восприятии, последовательном восприятии, абстрактном и обобщенном мышлении. Правое мозговое полушарие сопряжено, в основном, с чувствительной сферой, а левое сопряжено с двигательной и речевой сферой. Правое полушарие отвечает за работу левой половины тела, а левое - за работу правой половины тела. Информация сначала поступает на первый (нижний) уровень ствола, и если на этом уровне нет взаимодействия между полушариями, возникают проблемы в поведении , а затем и в обучении детей.
    В школе такие дети обычно мешают заниматься всем остальным. И действительно, как им сорок минут без перерыва отсидеть за партой, если они и играть в одну игру долго не может?

    О недостаточности функциональной организации мозга могут свидетельствовать:

В дошкольном возрасте:
  • обилие двигательных и необдуманных действий и движений;
  • слишком бурные реакции на слабые стимулы или наоборот;
  • "уплощение эмоций" - т.е. отсутствие страха, радости, веселья, испуга, чувства вины и пр. в ситуациях, где перечисленные эмоции должны адекватно проявляться ;
В школьном возрасте:
  • низкая успеваемость по всем предметам или резкие скачки от "пятерки" до "единицы" в короткий период времени;
  • плохая память ;
  • трудности удержание внимания даже на интересующих объектах;
  • зеркальное письмо - буквы "э,б,в,з", цифры "5,4,3," и т.д. - в другую сторону;
  • ошибки на письме "не по правилам", например "машена" (вместо машина), замена букв, пропуск букв, недописывание слов и букв, перестановка слогов;
  • неусваивание правил или неудержание во внимании программы действий (плохое поведение на уроке, непроизвольное отклонение от задания);
  • отсутствие друзей (непринятие сверстниками или отсутствие потребности в общении).

    Допустим , что Вы нашли в своем ребенке подобные проявления, выраженные достаточно ярко. Этого не надо бояться, т.к. при благоприятных условиях эти недостатки могут скомпенсироваться.

Благоприятные условия:
  • благоприятная атмосфера в семье ( согласие, адекватная реакция на поведение ребенка, время, специально отведенное для общения с ребенком . Необходимо развивать в нем представление об окружающем мире);
  • обеспечение ребенку нормального питания и режима дня, ( прогулки - мозг должен насыщаться чистым кислородом, здоровый сон - мозг нуждается в отдыхе );
  • грамотно подобранная школа ( нельзя перегружать ребенка информацией, от перегрузок наступает быстрое истощение, и в результате дети не могут воспринять элементарного), необходимо уменьшить время общения с компьютером.

    Помимо этого недостатки могут скомпенсироваться за счет более сильных звеньев. Например, при неважном восприятии учебного материала на слух, ребенок может сам найти пути с помощью зрительной компенсации.
    Но, к сожалению, трудно обеспечить ребенку и благоприятные условия и не всегда ребенок сам находит пути компенсации. И когда наступает переходный возраст ( а мозг более поддается коррекции именно до этого периода),проблемы усугубляются. Если раньше ребенок не контролировал себя на детской площадке, сегодня он не будет контролировать свое поведение на улице, в школе, дома. И будет, как и в детском возрасте, чувствовать, что не может с собой справиться, что не может отказаться от привычки курить, возникшей в результате подражания взрослым, что не может заставить себя учить уроки, что не воспринимает учебный материал...
    Поэтому желательно заблаговременно обратить внимание на недостатки вашего ребенка. Если таковые обрели форму, при которой вы уже не можете с ними справиться, необходимо обратиться к специалистам-нейропсихологам, которые глубоко проанализируют работу мозга ребенка и наметят пути коррекции.
    Чаще всего родители думают, что происхождение неудовлетворительных оценок, которые приносят из школы дети, абсолютно ясно: не учил, потому что есть другие, более захватывающие занятия; а не списал, потому что "не достал" или "думал, что пронесет". Происхождение хороших оценок родителей не занимает, потому что при всей нашей занятости приятно иметь в доме спокойствие хотя бы на одном фронте. На самом деле успеваемость детей, их способность к одним дисциплинам и полное неприятие других, а также пресловутая "лень" часто зависят от особой организации их мозга. Разве может пройти мимо поднесенных ему "на блюдечке с голубой каемочкой" знаний человек с мозгом хорошо устроеным и получающим все необходимое для поддержания его активности?

Все равно расставит жизнь свои отметки...
     Конечно, нельзя надеяться на то, что каждый троечник станет Эйнштейном. Но то, что Эйнштейн был троечником, знают все. Вопрос о том, как ребенок успевает в школе, это вопрос важный, но не единственный. Важен еще и другой - какой ценой?








По вопросам оформления обращаться к webmasteru.